Виды университетов

Отличительные черты предпринимательского университета — многопрофильность, сочетание образовательной, научной, инновационной и производственной деятельности. Он включает в себя как образовательные учреждения различного уровня (институты, колледжи, лицеи, структуры довузовского и дополнительного образования), так и малые и средние инновационные предприятия, инновационно-технологические центры, технопарки, исследовательские и проектные организации, объекты инновационной инфраструктуры (200).

Во взаимодействии с предпринимательским университетом формируются структуры, в задачи которых входит продвижение на рынок университетских разработок, выпуск готовой наукоемкой продукции, укрепление связей с промышленностью (отдел защиты интеллектуальной собственности, бюро технологического трансфера, малые инновационные фирмы, научно-технологические парки и т.д.). Развиваются различные формы интеграции университетов и промышленного сектора, такие как научно-производственные предприятия, технополисы, центры коллективного пользования оборудованием и т.д. Примером предпринимательского университета является Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Корпоративные университеты являются системообразующими вузами регионального и отраслевого типа, в которые входят вузы, сохраняющие статус юридического лица. Корпоративные университеты построены на принципах интеграции, а не слияния вузов; на принципах усиления профильности каждого вуза, входящего в корпоративный университет, потенциалами других вузов; на принципах корпоративности в направлениях деятельности, где требуется объединение ресурсов и интеллектуального потенциала. Целью корпоративного университета является организация процесса непрерывной профессиональной подготовки и формирование у обучающихся определенных профессиональных компетенций.

Перед корпоративными университетами и их сотрудниками ставятся следующие задачи: привлечение на предприятия новых материалов, технологий, оборудования и образовательных услуг; определение перспектив развития предприятий, комплексное решение существующих проблем производства, создание системы непрерывного образования; укрепление материальной базы всех участников корпоративного университета; определение целевых (итоговых) показателей эффективности совместной деятельности предприятий и образовательных учреждений; разработка и внедрение корпоративных профессиональных стандартов; проведение согласованной промышленной, научно-технической и образовательной политики; активное участие работодателей на всех этапах подготовки высококвалифицированных специалистов, включая все виды практик, выполнение научной работы, курсовых и дипломных проектов; развитие системы совместных НИОКР в сотрудничестве предприятий с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями (организациями), целью которых является вовлечение научного потенциала вузов в инновационный процесс предприятий для совершенствования выпускаемых изделий и применяемых технологий; разработка единой системы дистанционного образования; разработка корпоративной библиотеки; создание технопарка, инкубатора бизнеса, центра коллективного пользования уникальным оборудованием и др. элементами инновационной инфраструктуры; внедрение новых образовательных технологий, интеллектуальных обучающих тренажеров, мультимедиа, моделирующих стендов и пр.; формирование единой информационно-образовательной и научно-инновационной среды.

Возможно существование корпоративного университета в следующих организационно-правовых формах: ассоциация, региональный учебный округ, корпорация. Наиболее функциональной организационно-правовой формой корпоративного университета на современном этапе является некоммерческое партнерство в виде образовательного консорциума.

Консорциум — это организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного проведения каких-либо крупных Финансовых операций Г37. С. 3481.